Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Базально-клеточный рак кожи

30.12.2013
10802
0
Пациентка 79-ти лет, обратилась за медицинской помощью в ГБУ РО «ОККВД» впервые. Страдает указанным образованием в течение последних 5-ти лет.

За медицинской помощью, по поводу данного очага никуда не обращалась и «естественно» периодически использовала в качестве лечебных модальностей «Чистотел» и «Суперчистотел». В течение последних нескольких недель стала отмечать кровоточивость элемента и появление язвенных дефектов на поверхности очага. Последнее, с её слов и послужило за обращением в наше учреждение.

Объективно всё очень типично: базально-клеточная карцинома, мультинодулярная форма, ulcus rodens (на 15-ти часах очага).

Пациентка направлена в Областной онкологический диспансер. Диагноз был подтверждён при проведении патогистологического исследования.

Спустя четыре месяца, пациентка у меня на повторной консультации.

Я позволил себе опубликовать это «весьма заурядное» клиническое наблюдение только с одной единственной целью: проанализировать вместе с читателями нашего сайта тактику ведения данной пациентки.

После проведения нашей пациентке лучевой терапии у последней возникли клинические проявления хронического лучевого дерматита, по поводу чего она и обратилась ко мне повторно. Стоит отметить, что рекомендованное и проведённое пациентке «облучение» несколько противоречит принципам доказательной дерматоонкологии, но является одним из наиболее частых вмешательств, проводимого пациентом с базально-клеточным раком кожи не только на территории Рязанской области, но и на всей территории РФ. В настоящее время, к показаниям в отношении лучевой терапии являются: первичный очаг базалиомы, при отсутствии дополнительных преимуществ других вмешательств и ситуации, когда в краях раны при эксцизионной биопсии или раны при инцизионной диагностической биопсии были обнаружены опухолевые клетки.

Обе эти клинические ситуации продемонстрировали благоприятное соотношение «польза-риск» при проведении крупных клинических трайлов и мета-анализов рандомизированных исследований (Crowson A.N., 2006). Действительно, лучевая терапия является одним из «самых любимых» терапевтических пособий среди российских онкологов, прежде всего из-за минимальных неприятных субъективных ощущений при проведении процедуры и явных преимуществах процедуры у тех пациентов, которым «невозможно осуществить» другое терапевтическое пособие или технически это «не представляется возможным».

Возвращаясь к данной пациентке стоит отметить, что височная область является одной из тех локализаций базально-клеточных карцином, где во-первых, крайне высок риск рецидивирования патологического очага, вне зависимости от выбранного первичного вмешательства (в височных областях риск рецидива опухоли увеличивается как в исследованиях с применением имиквимода, так и в исследованиях с применением лучевой терапии), а, во-вторых, повышен риск периневральной инвазии опухоли. Мы уже наблюдали в клинике нашего диспансера таких пациентов, одна из них обращалась ко мне относительно недавно с жалобами на невозможность привести в движение левую бровь. Терапевт этой пациентки направил её для обследования ко мне с первым диагнозом, который ему пришёл в голову — «постгерпетическая невралгия — ?». В анамнезе у направленной больной, конечно же, не было указаний на перенесённый опоясывающий герпес в области лица, но зато выявляемый унилатеральный паралич левой брови вполне был объясним периневральной инвазией височной ветви лицевого нерва небольшой куполообразной папулой в этой области — дерматоскопически оказавшейся базалиомой. Да, конечно, базально-клеточный рак кожи — это не самая «нейротропная» опухоль кожи, но забывать об этой потенциальной возможности хорошему клиницисту нельзя.

Возвращаясь к обсуждаемому клиническому случаю, спешу напомнить, что «идеальным» вмешательством, с точки зрения evidentbasedmedicine, у этой больной, является микрографическое хирургическое иссечение по методу Мохса. К сожалению, на территории нашей страны из-за отсутствия хорошо организованных междисциплинарных дерматоонкологических центров, этот метод лечения продолжает оставаться недоступным. Смею надеется, что моя «голубая мечта» исполнится и в течении следующих двух-трёх лет нам удастся стать «пионерами» в данной области.

Автор: Жучков М. В.